Федеральные государственные образовательные стандарты
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое ФГОС НОО?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Какие требования предъявляет новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Введение комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
С 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Курс ОРКСЭ носит светский характер — у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя школы, прошедшие специальную курсовую подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении
религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами.
Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте
Вашему вниманию предложены ссылки на тематические интернет-сайты, на которых вы можете найти дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, светской этики.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
С 1 сентября 2015 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Документация
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об уверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897)
Диагностика
- Входная диагностическая работа для учащихся 5-х классов по определению уровня сформированности метапредметных умений
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Приоритетным является:
- изменение общественного сознания,
- изменение отношения общества к таким людям,
- изменение парадигмы специального образования
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые в России говорится об инклюзивном образовании. Оно дает ребятам с ограниченными возможностями здоровья возможность лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу — становиться более гармоничным и терпимым.
Согласно этому документу, инклюзивное образование – это равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом всех индивидуальных возможностей и особенностей.
— ФГОС НОО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 — ФГОС ООО http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г. Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС третьего поколения предполагает: 1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели. 2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка. 3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы. 4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. План мероприятий (дорожная карта) по переходу на реализацию обновленного ФГОС НОО, ФГОС ООО Приказ МБОУ «СОШ №2» О создании рабочей группы по реализации и введению ФГОС ООО, ФГОС НОО Выписка из протокола заседания педагогического совета о переходе на обновлённый ФГОС
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.
Федеральные государственные требования
Образовательные стандарты (при наличии)